Головна » Статті » Конференція_2016_12_8-9 » Секція_5_Економічні науки

ЭКСПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Печень Валентина

к. с.-х, н., доцент

Бобруйский филиал

УО «Белорусский государственный экономический университет»

г. Бобруйск, Республика Беларусь

 

ЭКСПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В Республике Беларусь с целью создания условий устойчивого развития агропромышленного комплекса разработана и принята Государственная программа развития аграрного бизнеса Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Целями программы – повышение эффективности сельскохозяйственного производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также повышение их конкурентоспособности, обеспечение внутреннего рынка страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в необходимых объемах и надлежащего качества на основе формирования рыночных механизмов хозяйствования и развития аграрного бизнеса.

Одной из задач, направленных на достижение поставленной цели является увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Программой предусмотрено, что темпы роста экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в 2016 г. к предшествующему году составят 104,5 %. Прогнозируется ежегодное увеличение объемов экспорта продукции и в 2020 г. темп роста экспорта должен достигнуть значения 108.8 % к предшествующему году[1].

В этой связи актуальным является изучение основных закономерностей экспорта сельскохозяйственной продукции за период 2011-2015 гг.

Анализ показал, что наблюдается общая тенденция увеличения удельного веса экспорта сельхозпродукции продуктов питания в общем объеме внешней торговли. Темп роста экспорта сельскохозяйственной продукции изменялся с 10,0 % в 2011 г., до 16,7 % в 2015 %. Экспорт продукции по рынкам сбыта за исследуемый период представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Рынки сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за 2011-2015 гг. Республики Беларусь, млн долл. США

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Экспорт, всего

4123,4

5083,6

5782,6

5606,4

4453,0

в том числе со странами СНГ

3696,0

4390,0

5121,2

5097,1

3990,3

из них с Российской Федерацией

3287,8

4012,8

4699,4

4734,5

3747,6

со странами вне СНГ

427,3

693,7

661,4

509,3

462,7

 

Данные таблицы 1 показывают, что 2011-2013 гг. наблюдается положительная тенденция роста объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Индекс роста объемов экспорта к предшествующему году в 2012 г. и 2013 г. составил соответственно 1,23 и 1,14. В последующие годы отмечено падение объемов экспорта продукции. Так в 2014 г. к 2013 г. этот показатель составил 0,97, а в 2015 г. к 2014 г.  – 0,79.

Аналогичная тенденция изменения индекса объемов экспорта наблюдается и в поставках продукции на рынки стран СНГ. За период 2011-2015 гг. индекс роста (падения) объемов экспорта к предшествующему периоду составил соответственно: 1,19; 1,17; 0,995 и 0,78.

Увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на рынок Российской Федерации отмечено в течение 2011-2014 гг. Но в 2014 г. к 2013 г. экспорт увеличился всего 35,1 млн долл. США (индекс роста – 1,007). И только в 2015 г. произошло уменьшение поставок сельскохозяйственной продукции на рынок России (индекс роста (падения) объемов экспорта составил 0,79).

Для стран вне СНГ увеличение экспортных поставок сельскохозяйственной продукции к предшествующему году отмечено только в 2012 г. (индекс роста – 1,62). В последующие годы этот показатель равен соответственно 0,95; 0,77 и 0,91.

Анализ структуры экспорта показал, что основной рынок сбыта продукции – рынок стран СНГ. Удельный вес товаров, поставленный на этот рынок за период 2011-2015 гг. изменялся в пределах 86,4-90,9 % общего объема экспорта. Наибольшая доля экспортных поставок – 2014 г., а наименьшая – в 2012 г. Доля рынка России – 78,9-88,5 % общего объема экспорта, или 89,0-93,9 % экспорта сельхозпродукции и продуктов питания на рынки стран СНГ. Наибольшая доля экспорта продукции на рынок России, в общем его объеме, отмечена в 2014 г., а в объеме экспортных поставок стран СНГ – в 2015 г.

Республика Беларусь поставляет продукцию 16 наименований. Это сахар, молоко и сливки несгущенные, молоко и сливки сгущенные и сухие, картофель, сыр и творог, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, яйца, говядина свежая или охлажденная и др. В целом сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за период исследования имеет положительное значение. Максимального значения этот показатель достиг в 2013 г. (1593,5 млн долл. США), минимального – в 2015 г. (4,6 млн долл. США). Положительное значение данного показателя отмечено также для рынка стран СНГ и рынка России, отрицательно – рынок стран вне СНГ.

Исследования позволяют сделать вывод, что задача диверсификации экспорта продукции сельского хозяйства и продуктов питания (как и в целом для экономики) для Республики Беларусь является актуальной.

 

Литература

1 Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://gomel-fermer.by/download/razvitie_2016-2020.pdf – Дата доступа 09.10.2016.

2 Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ Дата доступа 09.10.2016.

Категорія: Секція_5_Економічні науки | Додав: Admin (07.12.2016)
Переглядів: 969
Всього коментарів: 0